Марта Аргерих.
5 июня 1941, Буэнос-Айрес) — аргентинская пианистка.
C 1955 живёт в Европе
(с 2003 — в Брюсселе).
Завораживающая, интуитивная, бесстрашная и непредсказуемая, как музыка: эта пианистка в свои 70 с лишним продолжает собирать полные залы. Марта Аргерих, мировая звезда и легенда, дала концерт Шумана в Риме сопровождении оркестра Санта-Чечилия.
В интервью, записанном в Вечном городе, она размышляет о возрасте, застенчивости и щедрости применительно к музыке и жизни.
"
Я считаю этих музыкантов великолепными со всех точек зрения, с музыкальной, конечно, тоже. И потом их эмоциональный настрой! Его не описать", - так Аргерих оценивает оркестр.
Сама она неуловима, как музыка, которая стекает с ее пальцев. Отменяет концерты в последнюю минуту, платит неустойку, а потом внезапно решает играть. Дирижер Антонио Паппано, убежден: Марта Аргерих - не проводник музыки. Она сама - звук и гармония:
"
Невозможно сказать, вот тут она -обычный человек, а вот тут - музыкант: она вся - музыка. Прежде всего обратите внимание на ее энергетику. Поразительно, но этот темп, эта эмоциональность не мешают ей очень точно отражать каждый нюанс музыкального рисунка. А это делают очень немногие пианисты
.
Ее невозможно посадить в клетку, под замок, заставить подчиняться, она - абсолютное воплощение свободы духа. И потом, этот класс, эта старомодная элегантность, она как будто из другой эпохи... это восхитительно"
Виртуозная техника плюс особенная, редкая музыкальная выразительность. Марта Аргерих говорит о Шумане, любимом среди романтиков:
"Меня очень трогают его страдания. Я люблю в нем щедрость. Он был щедрым, в нем было столько любви он был готов делиться. С тем же Шопеном, кстати, но эта любовь не была взаимной".
Для Марты музыка имеет смысл только, когда ею делятся: пианистка признается, что всю жизнь бежала от одиночества:"Пианист Фридрих Гульда, столькому меня научивший, однажды сказал: ты должна освоить основное до 16-ти лет, потом человек глупеет. В мои 17-ть я вела жизнь какой-нибудь сорокалетней дамы..
А мне хотелось студенческой жизни, мне хотелось быть, как сверстники, свободные, веселые, не имеющие страха сцены.
Я тогда считала свою жизнь грустной: я путешествовала по миру, но была одна. Я была застенчивой, я и сегодня застенчива, это качество, мне кажется, остается с вами. Но сегодня у меня повсюду друзья и они заботятся обо мне".Самое интересное - здесь
В 1957 г. стала победительницей Международного конкурса исполнителей в Женеве и Международного конкурса пианистов имени Бузони, в 1965 г. — победительницей Международного конкурса пианистов имени Шопена в Варшаве. В 2005 г. — лауреат премии Грэмми за лучшее исполнение камерной музыки (Прокофьев, Равель, вместе с М.Плетнёвым), в 2006 — за лучшее инструментальное исполнение с оркестром (Бетховен, с Клаудио Аббадо и Малеровским камерным оркестром).
Удостоена Императорской Премии Японии (2005). О ней снят документальный фильм Жоржа Гашо «Марта Аргерич: Ночной разговор» (2002, см.: .
Исполнительское искусство и творческие связи
"Выдающаяся исполнительница европейской фортепианной музыки от Баха до Бартока и Шнитке, но прежде всего — авторов-романтиков (Шопен, Шуман). Чаще всего выступала с Нельсоном Фрейре, Стивеном Ковачевичем, Гидоном Кремером, Александром Рабиновичем, Мишей Майским.
Аргентинскую пианистку Марту Аргерих считают одной из выдающихся музыкантов нашего времени. Ее называют «колдуньей, «богиней» и «фортепианной Гретой Гарбо». В 73 года она по-прежнему активно дает концерты и востребована во всем мире. В Латвии Аргерих была впервые в 2006 году и в редком интервью призналась журналистке LR3 «Классика» Инте Зегнере, что играть здесь ей особенно приятно:
«Это нечто особенное, потому что отсюда много моих друзей, например, Гидон Кремер и Миша Майский. Это был наш первый совместный с Гидоном концерт после 20-летнего перерыва. (..) Но ощущение такое, будто мы никогда и расставались. Я полностью «кремеризирована»! Я очень чувствую Гидона, и, кажется, что он меня тоже. У нас особая связь».Спустя восемь лет Аргерих вместе с Гидоном Кремером возвращается в Латвию, на этот раз — в Цесисский концертный зал вместе с оркестром «Kremerata Baltica», где сыграет и музыку любимого всей Аргентиной композитора Людвига ван Бетховена.
Это «вершины искусства, которые время от времени встречаются», и каждая совершенно самостоятельна — так о Гидоне Кремере и Марте Аргерих говорит музыковед и директор оркестра «Kremerata Baltica» Ингрида Земзаре. По ее мнению, секрет этого дуэта — в общем понимании глубины музыки.
«То, что они читают каждое произведение как только что написанное. Как новое, именно для них написанное. В Цесисе мы тоже станем свидетелями одного совершенно нового произведения — Виктор Кисин сделал аранжировку Концерта Моцарта для флейты и арфы именно для этого состава. И тогда мы услышим, каково это. Потому что то, что они читают каждое произведение как написанное именно для них, это именно то особенное, что есть у этих мастеров. Абсолютная неожиданность, потому что мы никогда не знаем, что там будет», — говорит Земзаре.
О том же в интервью говорят и сами артисты — играя вместе, они ищут неожиданное и возможность удивить друг друга.
Гидон Кремер и Марта Аргерих приедут в Цесис после концерта в Вильнюсе. График гастролей очень напряженный, а отозвался только Цесисский концертный зал, но не организаторы концертов в Риге. Директор программы концертного зала Инесе Загорска признаёт — такие концерты устанавливают высокую планку и для дальнейшей программы:
«Я думаю, что этими именами — Гидон Кремер, Марта Аргерих, «Kremerata Baltica» — мы можем вписать себя в сеть или список европейских концертных залов. Потом будет не скажу что сложно, но концертному залу придется поддерживать свое имя и думать о том, что проводить»
В исполнении скрипача Гидона Кремера, пианистки Марты Аргерих и оркестра «Kremerata Baltica» 12 октября в Цесисе прозвучит музыка Людвига ван Бетховена, Вольфганга Амадея Моцарта и Белы Бартока."
http://www.lsm.lv
|