Главная » 2021»Март»21 » П И Чайковский / вальс характера, мысли и образа..
18:03
П И Чайковский / вальс характера, мысли и образа..
«Из века в век, из поколения в поколение переходит наша любовь к Чайковскому, к его прекрасной музыке, и в этом ее бессмертие….»
Д Шостакович
"Хороший слог, прекрасное вступленье,
Глубокий вздох, изящный реверанс.
Вас скромно пригласило Вдохновенье
Исполнить романтично- легкий вальс."
"Закончен бал, но свечи не погасли,
Гармонией наполнен тронный зал.
Вы Вдохновением полны и так прекрасны!
Ах, этот вальс - Любви бесценный Дар!"
В жанре вальса Чайковский создал ряд настоящих шедевров русского искусства. Достаточно вспомнить его вальсы из балетов «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик», из оперы «Евгений Онегин», из
Серенады для струнного оркестра.
П.И. Чайковский окончательно утверждает вальс в качестве самостоятельной части крупного симфонического произведения (например, в 3 - й, 5 - й и 6 - й симфониях).
По тонкому замечанию Б.В. Асафьева «в творчестве П.И. Чайковского вальс перестает быть вальсом жанра. Он становится вальсом характера, вальсом мысли, вальсом образа...».
Особое очарование вальсам П.И. Чайковского придает национальный колорит. О многих его вальсах можно сказать, что они «поют», так сильно в них вокальное, песенное начало, свойственное русской музыке.
Вальсовостью пронизаны пьесы - воспоминания П.И. Чайковского о путешествиях по Италии
(«Итальянская песенка», «Шарманщик поет»).
С вальсовым ритмом связаны пьесы П.И. Чайковского, проникнутые радостными светлыми настроениями
Наиболее ярко лирико - романтическая сторона музыки П.И.Чайковского раскрывается в его «больших» вальсах
из балетов и опер
Вальс и Pas d'action
Авроры — своеобразный гимн свету, жизни, счастью.
Спящая красавица 1889
Сказочный вальс из первого акта «Спящей красавицы»-
«Наступает день рождения Авроры, она становится совершеннолетней.Гибкая, волнообразная линия мелодии пластична, ритмически упруга и вместе с тем певуча, песенна. Мелодия постепенно расширяется, захватывая все больший диапазон. Ликующий характер подчеркивается инструментовкой, с первых тактов звучит tutti,
/ весь оркестр /
"Вальс из оперы "Евгений Онегин"
Однообразный и безумный,
Как вихрь жизни молодой,
Кружится вальса вихорь шумный;
Чета мелькает за четой."
А С Пушкин
Сентиментальный вальс
"Внимая вальсу, в стороне от всех,
Я думала, бредя пустой аллеей:
Он с вами схож, весенний этот снег,
Что тронуть ветви нежностью не смеет.
И снова стынь откуда-то взялась,
И грусть, что время весен пролетело…
Ах, этот вальс, сентиментальный вальс,
Задумчивый, весь от снежинок белый."
(И. Волобоев)
Вальс цветов
"Щелкунчик "
1892
Одна из самых известных композиций композитора прозвучала в балете «Щелкунчик» - который до сих пор с успехом идет в Большом театре и Мариинке. Вальс исполняют 36 балерин и столько же танцовщиков, одетых цветами, – все они празднуют свадьбу главной героини Мари и принца Щелкунчика.
В балете звучит три вальса : «Танец снежинок»,
и «Вальс а цветов»
и финальный вальс ,
Торжественно начавшийся «Вальс цветов» непосредственно переходит в Pas de deux — симфоническую и танцевальную кульминацию всего балета.
Яркий, блестящий и радостно - взволнованный. Мелодию вальса играют струнные инструменты , они звучат ликующе. В вальсе слышны торжественные удары, тарелок, оркестр звучит празднично.
«Вальс снежных хлопьев»
невелик и однообразен по музыкальному материалу.
Ни в одном эпизоде балета не возникает такой удивительной гармонии изобразительного и выразительного.Начало вальса вызывает ассоциации с поземкой, с кружением и снежными вихрями.Основной эффект трио(средней части) — введение хора мальчиков, поющего без слов за сценой. Хоровой тембр лишь усиливает холодноватый, призрачный, фантастический характер всего вальса.
Вальс снежинок или снежных хлопьев прекрасно передает ощущение холода, игру лунного света и чувства Маши, оказавшейся в волшебном мире.
Вальс из балета "Лебединое озеро "
звучит в 1 действии, когда в парке танцуют поселяне, желающие развлечь принца. Более всего красота этого вальса проявляется вяркой и неистощимо- разнообразной мелодии. Начинается вальс небольшой вступительной частью («Интрада»), за ней следует главная тема первого раздела. Еще более выразительные мелодии содержатся в средней части вальса. Певучая, лирически задушевная тема центрального эпизода особенно запоминается. Эта тема получает яркое развитие , большая динамическая волна приводит к заключительной части всей пьесы (реприза - кода).
Здесь начальные темы вальса преображаются, звучат бравурно
Впечатляющая художественная сила вальсов П.И. Чайковского заключается, прежде всего, в их мелодиях, которые, как писал один из критиков, «одна другой пластичнее, певучее и увлекательнее льются как из рога изобилия» (Г. Ларош).
Музыка Чайковского воплощает драгоценные качества русской культуры - любовь и сострадание к человеку, необыкновенную чуткость, непримиримость к злу и страстную жажду добра, красоты, нравственного совершенства.