Главная » 2017»Март»8 » История создания балетв "Лебединое озеро" П И Чайковского
15:22
История создания балетв "Лебединое озеро" П И Чайковского
«Лебединое озеро» на музыку Чайковского в признанной классической версии Мариуса Петипа.
Постановка была представлена в Мариинском театре в 1895 году.
Ей предшествовал ряд неудачных или частичных постановок балета. Мариинка в своём роде поставила спектакль на крыло, открыла его легендарную летопись. Кажется, что этот балет был всегда, так прекрасны и гармоничны музыка, танец и костюмы. Сейчас трудно представить, что на премьерной афише в Большом театре в 1877 году значилось: Балет Рейзингера с музыкой Чайковского «Озеро лебедей», и постановка не имела успеха
. Балет продержался всего 20 спектаклей. Сейчас та премьера обросла уже легендами. «Он написал эту музыку, потому что был поклонником балерины Собещанской. он именно ей посвятил эту партитуру, но, как правило, в театре царят интриги, и премьеру танцевала другая балерина – ее соперница Корпакова. Чайковский не пришел на спектакль, был разозлен этим фактом, переживал, запрещал использовать эту музыку», – рассказал ректор Академии русского балета имени А. Я. Вагановой, народный артист России Николай Цискаридзе.
На московской премьере балет имел и иной сюжет. Не было хэппи-энда. Принцу Зигфриду не удавалось спасти девушку-лебедя от злого волшебника Ротбарта. Они погибали в волнах озера.
Спустя 18 лет балет решили возобновить в Мариинском театре. Авторами спектакля, ставшим классическим, были Мариус Петипа и Лев Иванов. Льву Иванову принадлежит знаменитый второй акт с белыми лебедями. Позже Петипа придумал лебедя черного. Появился драматический конфликт, соразмерный по глубине музыке Чайковского. «"Лебединое озеро" вроде бы, на самом деле, обычный, привычный балетный сюжет, ничего особенного: волшебники, колдовство – но тем не менее, музыка Петра Ильича наделила банальные и привычные сюжеты необычной сердечностью и энергией сочувствия», – отметила начальник отдела нотных фондов Мариинского театра, народная артистка России Мария Щербакова.
Итальянская танцовщица Пьерина Линьяни на премьере спектакля поразила зрителей невиданным приемом – фуэте, которое она проделала 32 раза. «Кроме Пьерины Линьяни в ту пору этого не мог исполнить никто, и та же Карсавина вспоминает, когда она училась в театральной школе, что "мы крутились и вертелись всюду: в столовой, коридорах, спальнях, мы падали, теряли равновесие и снова крутились"», – сказала заведующая экспозиционным отделом Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства Роза Садыхова. Балетные туфли Линьяни в Музее театрального и музыкального искусства хранят как ценнейшую реликвию – с них началось триумфальное шествие «Лебединого озера» по сценам Европы
. Есть «Озеро» китайское, есть индийское, есть даже африканское. Лебедей научились танцевать мужчины, бывает, что легендарный балет превращают в настоящую клоунаду или цирковой аттракцион. Как это обычно и случается с настоящими шедеврами, сам балет и музыку Чайковского растащили на цитаты. Но независимо от всего этого, когда в Мариинском дают классическое, настоящее «Лебединое озеро», в зале – аншлаг.