- одна из лучших, наряду с «Пиковой дамой», опер Петра Ильича Чайковского - шедевр русской классики.
Мелодизм в сочетании с психологической глубиной и драматизмом сделали это сочинение одним из самых популярных среди любителей оперного искусства. В первоначальном варианте оперы Чайковский вопреки оригиналу соединяет в финале Татьяну с Онегиным, но на премьере 23 января 1881 года в Большом театре (первая постановка на профессиональной сцене) он вернулся к пушкинскому тексту, отказавшись от мелодраматического шаблона.
В мае 1877 года певица Е. А. Лавровская посоветовала Чайковскому написать оперу на сюжет пушкинского «Евгения Онегина». Либретто было им написано в сотрудничестве с К. С. Шиловским (1849—1893).
Из пушкинского романа в стихах — «энциклопедии русской жизни», как назвал его В. Г. Белинский, — Чайковский взял лишь то, что было связано с душевным миром и личными судьбами пушкинских героев, скромно назвав свою оперу «лирическими сценами».
В письме к своему ученику, известному композитору С. И. Танееву, Чайковский писал: «Я ищу интимную, но сильную драму, основанную на конфликте положений, мною испытанных или виденных, могущих задеть меня за живое».
«Евгений Онегин» был для композитора идеалом такой драмы. Чайковский волновался за судьбу своей оперы, в которой не было традиционных сценических эффектов, а исполнение требовало максимальной простоты и искренности. Поэтому он решил поручить первое ее исполнение молодежи — ученикам Московской консерватории.
в которой поэзия Пушкина гармонически слилась с прекрасной, задушевной музыкой, полной сердечного тепла и драматизма. С поразительным совершенством Чайковский охарактеризовал этически прекрасный облик Татьяны, подчеркнув в нем русские национальные черты.
Краткое оркестровое вступление вводит в мир поэтических грез и душевных порывов Татьяны.
В первом акте три картины.
Первая многогранно обрисовывает фон действия и знакомит слушателей с образами главных героев.
Дуэт Татьяны и Ольги «Слыхали ль вы», близкий русскому бытовому романсу, проникнут безмятежным элегическим настроением. К голосам девушек присоединяется диалог Лариной и Филиппьевны: дуэт превращается в квартет.
В сцене с крестьянами протяжная песня «Болят мои скоры ноженьки» сменяется задорной шуточной
«Уж как по мосту-мосточку».
Ария «Я не способна к грусти томной» дает портрет беспечной и резвой Ольги.
В лирически-восторженном ариозо Ленского «Я люблю вас, Ольга» возникает облик пылкого, романтического юноши.
В центре второй картины — образ Татьяны. Рассказ няни, выдержанный в спокойной повествовательной манере, противостоит ее взволнованным речам.
В сцене письма 4 части с психологической чуткостью запечатлены разнообразные душевные состояния героини: страстный порыв, робость, отчаянная решимость и утверждение любви. Смятение Татьяны выразительно оттеняется симфонической панорамой восхода солнца.
В центре третьей картины —
ария Онегина «Когда бы жизнь домашним кругом», обрамленная прозрачным и светлым хором девушек; сдержанно-размеренная речь Онегина лишь ненадолго оживляется теплым чувством.
Второй акт открывается вальсом.
Наивно-простодушные куплеты Трике «Какой прекрасный этот день» и другие бытовые эпизоды создают контраст к сцене ссоры; напряженный драматический диалог героев звучит на фоне мазурки.
Ариозо Ленского «В вашем доме» — проникновенное воспоминание о прошлом; к нежной, плавной мелодии постепенно присоединяются Онегин, Татьяна, Ольга и взволнованный хор гостей.
В начале пятой картины звучит элегическая
ария Ленского «Куда, куда вы удалились, весны моей златые дни»; музыка ее полна печали, светлых воспоминаний и тягостных предчувствий; она покоряет мелодической красотой и искренностью выражения.
Дуэт Ленского и Онегина «Враги, враги» передает состояние мрачного раздумья. Трагически звучит в оркестре мелодия предсмертной арии Ленского, завершающая картину.
Картина шестая начинается торжественным полонезом.
Ария Гремина «Любви все возрасты покорны» проникнута благородным, мужественным лиризмом. В заключительном ариозо Онегина, отражая вспыхнувшую в нем любовь, звучит страстная мелодия из сцены письма Татьяны.
В центре седьмой картины дуэт Татьяны и Онегина — взволнованный, полный эмоциональных контрастов, заканчивающийся стремительным нарастанием и драматическим срывом.
Опера совершила в конце 19 века триумфальное шествие по сценам европейских музыкальных оперных театров.
Отметим постановки 1897 в Вене (дирижер Малер),
1900 года в Ла Скала (дирижер Тосканини).
Новую жизнь в оперу вдохнул Сергей Рахманинов. Он всего два года работал в Большом, но за это время успел развернуть дирижера к певцам передом, к залу – спиной. И навсегда сделать классикой свои трактовки опер.
Традицию Рахманинова унаследовали Вячеслав Сук и его ученик - Борис Хайкин. Он передал 20 лет назад пометки из своей партитуры молодому дирижеру Валерию Полянскому, приступившему к работе над "Онегиным".
В 1959 году режиссер Р. Тихомиров снял художественный фильм-оперу «Евгений Онегин».