сумел заявить о себе в полный голос сначала через работу в качестве кинокомпозитора.
А зачем Шнитке была нужна киномузыка? С одной стороны ответ простой: в консерватории и аспирантуре обучение закончено (1958-61гг.), преподавательская работа – это ещё не творчество. А заказывать и исполнять музыку молодого композитора Альфреда Шнитке никто не спешил. Тогда остается одно: писать музыку к фильмам и вырабатывать свой язык и стиль. Благо потребность в киномузыке есть всегда. Позже сам композитор скажет, что начиная с начала 60х он «будет вынужден писать киномузыку в течение 20 лет».
Это и элементарная работа композитора для «добывания хлеба насущного», и отличная возможность для поисков и экспериментов. Шнитке относится к числу композиторов, которым удалось шагнуть за рамки киножанра и при этом создавать не только «прикладную» музыку. Причина тому – гениальность мастера и огромная работоспособность. С период с 1961 по 1998 (год смерти) написана музыка более чем к 80 фильмам и мультфильмам.
Жанры фильмов с музыкой Шнитке чрезвычайно разнообразны: от высокой трагедии до комедии, фарса и фильмов о спорте. Стилистика и музыкальный язык Шнитке в киноработах – предельно разнообразны и контрастны. Музыкальные критики напишут, что он (А.Шнитке) охватывает, всё что нужно, использует всё, что было выдумано (в музыке) до него. Вот и получается, что киномузыка Альфреда Шнитке – это ключ к пониманию его музыки, созданной в серьёзных академических жанрах.
О лучших фильмах с музыкой Шнитке Конечно, внимания они заслуживают все, но обо всех рассказать трудно, поэтому – просто стоит назвать некоторые: «Комиссар» (реж. А.Аскольдов) – более 20 лет находился под запретом по идейным соображениям, но всё-таки зрители фильм увидели;
«Белорусский вокзал» – специально для фильма Б.Окуджавой была сочинена песня, звучащая и в виде марша (оркестровка и остальная музыка принадлежат А.Шнитке);
«Спорт, спорт, спорт» (реж.Э.Климов);
«Дядя Ваня» (реж. А.Михалков-Кончаловский);
«Агония» (реж. Э.Климов) – главный герой – Г.Распутин;
«Белый пароход» – по повести Ч.Айтматова;
«Сказ про то, как царь Петр арапа женил» (реж. А.Митта) – по мотивам произведений А.Пушкина о царе Петре;
«Маленькие трагедии» (реж.М.Швейцер) – на основе произведений А.Пушкина;
«Сказка странствий» (реж А.Митта);
«Мертвые души» (реж.М.Швейцер) – кроме музыки к фильму существует ещё «Гоголь-сюита» к спектаклю театра на Таганке «Ревизская сказка»;
"Горячий снег".
«Мастер и Маргарита» (реж. Ю.Кара) – судьба фильма и путь к зрителям были трудны
и противоречивыми, но вариант фильма в сети сегодня можно найти. Названия дают представление о темах и сюжетах. Более проницательные читатели обратят внимание на имена режиссеров, среди них много известных и значительных. А есть ещё и музыка к мультфильмам, например «Стеклянная гармоника», где через детский жанр и музыку А. Шнитке, режиссер А. Хржановский начинает разговор о шедеврах изобразительного искусства. Но лучше всего о киномузыке А.Шнитке скажут его друзья: режиссеры, музыканты-исполнители, композиторы.
О национальном начале в музыке Шнитке и полистилистике Обычно это бывает связано с национальностью, семейными традициями, ощущением принадлежности к определенной духовной культуре. Немецкое, еврейское и русское начало – у Шнитке слились воедино.
Это сложно, это непривычно, это необычно, но в тоже время просто и талантливо, как может это «сплавить» воедино гениальный творец-музыкант. Термин поли (poly) – переводится как много. Применительно к музыке Шнитке это значит, что отражено и показано разнообразие стилей, жанров и направлений:
классика, авангард, старинные хоралы и духовное песнопение, бытовые вальсы, польки, марши, песни, гитарная музыка, джаз и др.
Композитор использовал приемы полистилистики и коллажа, а также своеобразного «инструментального театра» (характерность и яркая определенность тембров). Точный звуковой баланс и логичная драматургия придает целевую направленность и организует развитие чрезвычайно пёстрого материала, разграничивая подлинное и антуражное, и утверждая в итоге высокий позитивный идеал.
Из сюиты, написанной к кинофильму «Мёртвые души» Исполнители: Владимир Спиваков и Денис Мацуев
О главном и важном Сформулируем идеи: через фильм-событие, фильм-аллегорию музыка Альфреда Шнитке заставляет задуматься о важном, главном в жизни отдельного человека, общества, нации, всего человечества; когда-то Шнитке сказал, что музыка – это «подслушанные крики времени». И совершенно неважно, по какому поводу это сказано. Гораздо важнее, что Мастер понимает, объясняет и переводит «крики, вопли, слова и шёпот» своих современников в музыкальные звуки.
А значит, современники и потомки услышат, что звучало в наших душах; Шнитке разговаривает со своим слушателем на языке музыки о важных вещах. Но этот язык надо научиться понимать, только тогда придет понимание мыслей композитора; киномузыка Шнитке – может помочь в понимании, потому что есть видеоряд, потому что слушать и одновременно смотреть – это чуть-чуть легче.
А дальше – встреча с музыкой Альфреда Шнитке, гения 2й половины 20в. Никто не обещает, что это будет легко, но это нужно, чтобы найти в себе человека, чтобы понять, что в жизни должно быть главным.